Общаемся с моей знакомой Аней о городах России, путешествиях и урбанистике. Проект Ани в Инстаграме
Привет всем и добро пожаловать на новый выпуск подкаста Russian Progress! Подкаст для изучения русского языка через контент на русском языке. Это пятидесятый (50-й) юбилейный выпуск, и это необычный выпуск, потому что он длится целый час.
Хотел бы сделать небольшое вступление. В этом выпуске я встретился с Аней, которая из Перми. И она предложила мне записать подкаст для своего проекта по урбанистике. И я и предложил — «Давай тогда опубликуем его и у тебя, и у меня». И, собственно, вот! Поэтому у меня будет видео, ну и также аудио, на всех площадках. В описании ссылка. И также в описании ссылка на Патреон, где вы найдёте полную транскрипцию и другие бонусы. Всем спасибо! А мы начинаем.
01:03 Про города и Пермь
Аня: Как бы не хочется, чтобы это был такой, знаешь, классический подкаст. Хочется просто поговорить про города, про урбанистику и узнать твоё мнение. Вообще, что ты думаешь про города, потому что у тебя, на мой взгляд, такой уникальный опыт. Поскольку ты во время пандемии много где был, и прямо много-много где был в России. И вот мне просто хотелось узнать — как Пермь? Как тебе Пермь?
Артём: Слушай, ну я вообще до приезда сюда вообще ничего не знал об этом городе и ничего не ожидал, соответственно. Но когда я приехал, я был немного в таком шоке, потому что ну я давно уже интересуюсь… Ну как, пару лет, можно сказать, так осознанно интересуюсь урбанистикой, и знаю обо всех вот этих решениях, которые позволяют городам стать более комфортными, безопасными и так далее. Там велодорожки, широкие тротуары, узкие дороги, безопасные улицы и так далее.
И всё это… Ну, многие моменты, многие решения я увидел в Перми, и я действительно этого не ожидал. И это приятно так меня удивило. Поэтому я очень рад, что помимо Москвы есть города в России, которые ну вообще берут с неё пример и как-то развиваются в этом направлении.Так что Пермь меня в этом отношении очень порадовала.
02:21 Про Севастополь и Пермь
Аня: А какие-то такие ещё города были в России? Или Пермь — это первый город, который прям «вау» такой?
Артём: Ну, если сравнивать с Москвой, то вторая, наверное, улица, которая очень так похожа по этим нововведениям, находится в Севастополе. Вот когда я был в Крыму, и там тоже то есть деревья, вот эта плиточка идеальная, широкий тротуар, спокойное такое движение машин. Вот, так что второй город, наверное, Севастополь, ну а так, другие города…
Вообще, много где сейчас делают такие нововведения. Там в Казани сделали набережную, и вокруг там велодорожка, плюс, ну сейчас это уже не [но́во], например, набережные тоже делают, в Новосибирске классная набережная. Сейчас уже это не является каким-то уникальным таким случаем, не так уже прям поражает, как каких-то ещё пару лет назад. Но по количеству всех вот этих нововведений я не знаю другого города, кроме Перми, в регионах, который был бы настолько крутой.
Аня: Офигеть! Прикольно.
03:35 Про Петербург и Пермь
Артём: То есть Петербург даже, конечно, там меняют эту плитку, но видно, что очень сильно ещё преобладает вот этот приоритет машинам, поэтому я как бы всегда говорю, что Петербург, он крутой из-за того, что было сделано сто-двести лет назад. Не из-за того, что делают сейчас. Потому что сейчас город гораздо лучше мог бы выглядеть. На уровне тех же скандинавских городов — Копенгагена какого-нибудь или Амстердама.
Понятно, что, наверное, нет столько денег, или как-то неправильно они распределяются, но по масштабам, по количеству каких-то памятников и крутых мест, я думаю, он даже круче. То есть в перспективе Питер — один из лучших городов вообще Европы, но сейчас ничего делается. Во многих местах города он выглядит, как ну что такое из двухтысячных или из даже девяностых, такое немножко… Ну, Васильевский остров особенно.
Вот поэтому да, сложно ещё, опять же, говорю, что в каждом городе есть свои какие-то такие фишки (особенности). Но вот здесь даже фасады, меня удивило, что когда реконструируют дом, делают одинаковыми балконы и окна, и это я видел только Германии. То есть в России я не знаю, где ещё такое есть, ну, может, в Москве сейчас делают. Так что вот, Пермь — супер!
Аня: А что ты ещё конкретно под благоустройством понимаешь? То есть фасады, инфраструктура, что в инфраструктуре? Вот какие вещи тебя цепляют, что тебе кажется, что город на таком уровне находится?
Артём: Ну, в целом это, наверное, приоритет безопасному комфортному передвижению. Прежде всего это касается какого-то скоростного режима тоже. Потому что, по сути, если убрать машины из города, вот просто, мы ничего не делаем, мы просто убираем машины или сокращаем их скорость. Уже гораздо комфортнее, уже тише, спокойнее, безопаснее, чище и так далее.
Поэтому, когда я вижу, что, например, велодорожки какие-то появляются, плюс сужение проезжей части, то вот это для меня основной критерий. Ну, конечно, тоже дизайн-код какой-то, которого даже в Европе, он мало где есть. То есть если посмотреть какой-нибудь «Walking Tour Copenhagen», да, то есть ты видишь, что там огромные какие-то вывески. То есть мы сделали огромный в этом прогресс, в Москве особенно. Ну, не мы, а люди, которые этим занимаются.
То есть для меня это прежде всего, наверное, безопасность. Это деревья, конечно, это здоровый город. Чем больше деревьев, тем лучше, тем комфортнее ты себя ощущаешь. Даже если город такой аккуратный. Вон в Москве можно часто увидеть, что улица вся вылизанная, то есть классные тротуары, узкая проезжая часть, фасады идеальные, но нет деревьев, из-за этого немножко некомфортно себя ощущаешь. Даже там, где такого благоустройства нет, но есть просто деревья, там где-нибудь…
Вот недавно был в Белграде. Там уже как-то приятнее себя чувствуешь. Поэтому это в общем сумма всех разных таких решений, которые приводят к тому, что это безопасный город, это уютный город, комфортный, приятный… И всё.
07:17 Сколько Артём посетил городов?
Аня: А вообще, сколько городов ты посетил?
Артём: Ну я веду сейчас список, потому что, конечно, приятно не только посещать города, но и добавлять их в списочек посещённых. Вот, поэтому в России больше пятидесяти уже городов, и все остальные я тоже посчитал, тоже около пятидесяти (50).
Аня: Вау! То есть всего сто?
Артём: То есть всего где-то сто, плюс-минус.
Аня: Прикольно! Ты знаешь, кстати, что в Перми есть мастер-план? Что Пермь — это, боюсь соврать, чуть ли там не первый город, такой, не Москва, не Петербург, у которого появился мастер-план в две тысячи, если я не ошибаюсь, десятом или четырнадцатом (2010-м или 2014-м) году. В общем, начала десятых годов, голландское бюро создало такой мастер-план. У меня он скачан, на двадцать (20) страниц, где тоже расписывается дизайн-код, концепция, как Пермь может развиваться, какие районы лучше обустраивать и так далее.
Артём: Ну это, наверное, результат этого мастер-плана, да, то что они потихонечку внедряют какие-то решения?
Аня: Да, мне кажется, с одной стороны, да, то есть Пермь, вообще, я на самом деле очень удивлена была, насколько Пермь развита именно в этих всех… В урбанистике. И насколько о городе заботятся и, с одной стороны, да, мне кажется, конечно, это мастер-план повлиял. Но, насколько я знаю, его не реализуют. То есть я общалась с человеком, который в Петербурге работает в MLA+, в архитектурном бюро.
И они ездили сюда в Пермь для того, чтобы делать какой-то проект, связанный с заводом Шпагина. С заводом Шпагина, в общем, они запускали вот какую-то там концепцию и так далее. И он рассказывал мне, что мастер-план есть, но некому его реализовать. То есть в управлении города нет людей, которые эти вещи, которые им привозят извне, из Петербурга, из Голландии и так далее. Нет людей, которые системно их интегрируют в управление и в городскую среду.
Артём: Мм, грустно.
Аня: Хах, грустно, да…
Артём: Велодорожки у вас с две тысячи пятнадцатого (2015-го), по-моему, года. Потому что я недавно заходил к Лебедеву (tema.ru/travel), у него там отчёт был о Перми, и уже тогда были велодорожки. Ну как велодорожки, тоже это всё на уровне России выглядит, как какой-то прорыв, но по факту это просто линия на главной улице. То есть речь не идёт о том, что это какая-то полноценная сеть. И я вот поездил вчера на самокате по Перми, и всё равно…
Конечно, это не Киров, где нет тротуара, просто щебень, но, блин, часто тоже нет нормального съезда с тротуара на дорогу и обратно, и поэтому ты не можешь беспрерывно просто ездить, тебе нужно постоянно спешиваться. Ну и плюс непонятно, ещё до конца неясно, где ездить на самокате, потому что по дороге ты будешь ехать.
Во-первых, не все знают правила дорожного движения, а взять могут все самокат, и это небезопасно. Во-вторых, по тротуару ездить тоже — ты мешаешь людям и бесишь их, и как бы негативное представление у них складывается об этом транспорте. Поэтому вот нет ещё для велосипедистов, для тех, кто ездит на самокате, нет места в городе.
Это тоже такая проблема, и ну я вот реально не понимаю, почему ещё нельзя реализовать. У нас широкие улицы — советские города в основном. Можно спокойно там везде там эти чертить линии. Понятно, что это такое себе решение, но хотя бы какой-то первый шаг. Но даже в Москве пока ещё особо это не реализовано.
Полная транскрипция на Patreon / на Бусти
Support me on Patreon / Поддержать на Бусти